Валерия Зеновина
Данная инициатива принадлежит члену Комитета Госдумы по образованию и науке Алене Аршиновой. Эксперт рассказала о ней в ходе пресс-конференции, которая состоялась вчера в пресс-центре «Парламентской газеты».
В настоящее время система электронной очередности применяется в дошкольном образовании – через Единый портал госуслуг родители могут записать дошкольника в детский сад и отслеживать его место в очереди (www.gosuslugi.ru). Предполагается, что аналогичный порядок распространится и на запись детей в первые классы школ. Причем, как отметила представитель Госдумы, должна быть возможность определять в онлайн-кабинете приоритетные школы, в которые родитель посчитал бы необходимым записать своего ребенка.
Данная инициатива направлена на решение широко обсуждаемых сегодня проблем приема детей в первый класс. В текущем году была запущена электронная система записи детей в школы на сайте госуслуг, но в ряде регионов она не функционировала должным образом. Кроме того, по данным участников мероприятия, родителям будущих первоклассников в некоторых субъектах РФ приходилось отстаивать длинные очереди в школы, в том числе и ночью.
Также Алена Аршинова считает необходимым рассмотреть возможность преимущественного права зачисления детей в первые классы только по постоянной регистрации, а не по временной, как это возможно сегодня, хотя и отметила дискуссионность данного вопроса. Указанная инициатива направлена на решение другой проблемы – фиктивной регистрации детей по месту жительства для последующей записи в определенную школу. «Есть проблема нарушения закона – организации фиктивной регистрации, когда в нескольких домах вокруг той или иной школы в какой-то из квартир прописано по 8-10 детей с разными фамилиями, и за это берут очень крупные суммы», – рассказала эксперт. Отмечается, что данная проблема возникла в условиях дефицита школ, и поэтому, в связи с большим количеством учащихся в учебных заведениях, пользующихся популярностью, приходится открывать вторые и третьи смены.
Как заявила эксперт со ссылкой на позицию правоохранительных органов, нужно системное решение данной проблемы, так как выявляется значительное количество случаев фиктивных прописок.
Указанные предложения были направлены Минобрнауки России, но официального ответа ведомства пока нет. «Мне пока неофициально пояснили, что готовится отрицательный ответ на такие предложения, но с пониманием того, что проблема действительно существует и нужны ее решения. Но готовых решений у Минобрнауки сегодня пока нет», – сообщила представитель Госдумы.
Идею создания единой электронной очереди для записи в первый класс поддержал председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. Он отметил, что сегодня каждый муниципалитет-учредитель школы решает вопросы записи и очередности самостоятельно, так как нет единых стандартов.
Он также усмотрел коррупционную составляющую в ситуациях, когда электронные площадки не справлялись с наплывом родителей, которые одновременно пытались оставить заявку на запись детей и подчеркнул, что поскольку на работу данной системы были выделены бюджетные средства, она должна и работать исправно.
В качестве возможного пути решения проблемы очередей при записи в школы эксперт увидел повышение среднего качества образования по стране – тогда родители смогут отдать ребенка в одну из нескольких школ, не стремясь отправить его в конкретную. «Сегодня родители хотят отправить своих детей естественно в лучшую школу», – отметил эксперт. Он пояснил, что родители отдают предпочтение школам с высокими средними баллами ЕГЭ, набранными выпускниками, и в которых отмечен высокий процент поступления в вузы. «Во многом проблема создается искусственно, а местные власти не работают с ней, не видят ее, а часто сами же и провоцируют», – сообщил эксперт, – «потому что лучшей школе дают больше денег, больше возможностей, хорошее оборудование».
Не позже достижения какого возраста детей принимают в первый класс? Ответ – в «Домашней правовой энциклопедии». Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ
В то же время идею первоочередного зачисления он подверг критике. Он обратил внимание на то, что такая инициатива ущемляет права детей на получение образования, так как ставит их в неравное положение в зависимости от их места жительства. В то же время подобные ограничения, по данным экспертов, сегодня существуют на уровне отдельных регионов, в частности, они есть в Москве.
Кроме того, по словам директора по развитию Попечительского Совета ВОД «Национальный родительский комитет» Кирилла Лукьяненко, одна из основных жалоб родителей заключается в том, что многие школы отдают преимущественное право зачисления тем детям, которые проходили платные курсы подготовки при этих школах.
Алена Аршинова на это ответила, что в крупных городах существуют топовые школы и в связи с большим количеством поступающих, они вынуждены устанавливать барьеры, в том числе в виде подготовительных курсов и классов. Причем сначала на такие курсы нужно поступить, а чтобы остаться в школе, необходимо пройти испытание. Она также указала, что порядок допуска детей в первые классы неясен, и даже не всех обучающихся на курсах допускают до сдачи экзаменов в первый класс.
По оценке эксперта, если такая ситуация существует, то нужно менять законодательство об образовании, определив понятный и прозрачный порядок проведения официального конкурса в такие школы.